Греция

Египет

Рим

Китай

Индия
Сайт исторического туризма
Izuchaem

Культура древнего Китая

Март 7th, 2009 | Культура древнего Китая

Культура древнего Китая: Китайский язык

В языке древнего Китая были только односложные слова. Слова не изменялись. Китайская речь напоминает пение: каждое слово имеет значение в зависимости от высоты тона. Ставить слова можно только в определённом порядке. Если изменить порядок слов, то меняется смысл. В китайском языке много образных оборотов. Например, фраза «нужно приложить много сил» звучит дословно так: «нужно применить силу девяти волов и двух тигров». Выражение «телохранители императора» дословно переводится: «когти и зубы императора».

Культура древнего Китая: китайская письменность

Китайцы с глубокой древности высоко ценили учёность. Писать они научились очень давно, ещё четыре тысячи лет назад. С тех пор их письменность почти не изменилась. От древнейших времён сохранилось множество предметов с надписями. Это бронзовые вазы, храмовые колокола, каменные барабаны. Археологи находят черепаховые панцири и бараньи лопатки, покрытые письменами. Их использовали для гадания, на них писали вопросы к богам: пойдёт ли дождь? будет ли победа над врагами? надо ли принести человеческую жертву? Кости жгли на костре и по образовавшимся трещинам определяли волю богов.

Культура древнего Китая: Китайские иероглифы

Для записи слов китайцы пользуются иероглифами. Иероглифы возникли из картинок, которые люди рисовали в древности. Для каждого слова была своя картинка. Шло время, слов становилось всё больше, и всё больше появлялось картинок-иероглифов для них. Сейчас в китайском языке известно 80 тысяч иероглифов. Культурному человеку достаточно уметь читать и писать 5—6 тысяч, а чтобы напечатать газету, нужно лишь 4 тысячи иероглифов. Иероглифы пишут столбиком сверху вниз тушью с помощью кисточки. Древние китайцы с уважением относились к орудиям письма: кисточке, туши, бумаге и камню для растирания туши. Они называли их «четыре драгоценности кабинета».

Культура древнего Китая: Бамбуковые книги

На костях животных и на черепаховых панцирях невозможно было написать большой текст. Для этого стали использовать бамбуковые пластинки. На них писали деревянной палочкой, обмакивая её в лак, сделанный из сока дерева. Просверлив отверстия в верхней части дощечек, их связывали вместе кожаным или шёлковым шнурком. В бамбуковых книгах записывали документы, народные легенды и песни. Одна из китайских летописей так и называется: «Бамбуковая летопись». Эти книги имели существенный недостаток: они были слишком тяжелы. Например, бамбуковую книгу одного учёного III в. до н. э. перевозили на пяти телегах.

Культура древнего Китая: Шёлковые книги

Когда появился шёлк, то указы императора, важные документы, труды учёных стали записывать на нём. Писали на шёлке кисточкой, обмакивая её в тушь, сделанную из сосновой сажи. Но шёлк — очень дорогой матери-ь \ поэтому он не подходил для широкого использования.

Культура древнего Китая: Бумажные книги

В I в. китаец Цай Лунь придумал, как делать бумагу из коры деревьев, конопли, тряпья, старых рыбацких сетей. С тех пор бумага стала широко использоваться. Промасленной бумагой китайцы заклеивали окна в домах (фанзах), из неё делали зонтики и вееры. Хуг гшм стали рисовать на бумаге картины. Но наибольшее распространение бумага получила как материал для письма. Китайские бумажные книги долгое время напоминали гармошку, потому что бумагу не разрезали, а складывали. Переписывать книги от руки трудно и долго. Поэтому позже, в IX в., китайцы придумали, как печатать книги: на деревянных досках вырезали иероглифы, покрывали их краской и плотно прижимали к листу бумаги.

Культура древнего Китая: Конфуций

В VI—V вв. до н. э. в Китае жил знаменитый философ Конфуций. Он создал учение, которым китайцы руководствуются уже двадцать шесть веков. Конфуций учил, что каждый человек в своей жизни по воле Неба занимает предназначенное ему место. Каждый обязан добросовестно выполнять свои обязанности на своём месте. «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, а сын — сыном». Люди не должны нарушать законы, установленные Небом, иначе в стране начнутся междоусобицы, ссоры, беспорядки. Главная обязанность каждого человека — почитать своих родителей: кормить их наилучшей пищей, печалиться, когда они больны, глубоко скорбеть, когда они умрут, ухаживать за их могилами и приносить жертвы душам родителей. Конфуций считал: чем крепче будет семья, тем крепче будет государство. После смерти Конфуция его ученики записали поучения учителя, какие запомнили, и составили книгу. Долгие века эта книга была основным учебником в китайских школах. Дети учили её наизусть.

Культура древнего Китая: Даосизм

В VI в. до н. э. жил философ Лао Цзы. Его имя в переводе означает «старый философ». Лао Цзы создал учение, которое получило название даосизм, от слова «дао» — дорога, путь. Философ учил, что всё живое и неживое проходит одинаковый путь — от возникновения до исчезновения. Человеку ничего не следует делать. Самое мудрое — это наблюдать жизнь, как она течёт. Ведь в мире ещё до человека всё было устроено правильно и разумно. Человек своим неразумным поведением может нарушить мировой порядок и причинить себе и всем окружающим зло. Ученики Лао Цзы — даосы — призывали вернуться в лоно природы и жить простой, непритязательной жизнью. Они выступали против роскоши. Даосы прославились также как волшебники и чародеи.

Культура древнего Китая: Китайская литература

В Китае с далёкой древности существовала богатая литература. В сказках, легендах и рассказах повествовалось об удивительных приключениях людей, о даосских монахах-волшебниках, оборотнях-лисах. Китайцы тонко чувствовали красоту природы и передавали её в своих стихотворениях. Поэзия была тесно связана с музыкой. Стихи тогда было принято петь.

Культура древнего Китая: Китайская музыка

Китайцы — очень музыкальный народ. Они так любят музыку, что научились ещё в древности изготовлять музыкальные инструменты «восьми видов»: из камня, шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры, глины и тыквы. Королевой инструментов была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает русский музыкальный инструмент гусли. Семь струн символизировали семь известных китайцам планет. В длину цинь имела четыре меры и ещё пять частей, что означало четыре времени года и пять элементов природы: огонь, землю, металл, дерево и воду. Китайцы считали, что человек никогда не должен расставаться с цинь, так как её звуки помогают совершенствовать разум и направлять свои желания на добро.

Рубрики: Китай

Теги: Путешествуем по Китаю






Связанные записи



Популярные публикации

  1. Письменность и литература Месопотамии
  2. Древний Вавилон
  3. Древняя Греция
  4. Культура древней греции
  5. Искусство древней Греции
  6. Александр Македонский
  7. Мифы древней греции
  8. Боги и богини древней Греции
  9. Происхождение богов древней греции
  10. История Древней Греции




Облако меток

Первобытные люди Пещеры первобытных людей Ученые древней Греции Зарождение земледелия Происхождение богов древней греции Месопотамия Двуречье Культура Двуречья Государство древнего Вавилона

Библиотека:

  1. Контактная информация
  2. Sitemap
  3. plain html
  4. Другое
  5. Греция
  6. Древнейший человек
  7. Государства Месопотамии
  8. Древний Египет
  9. Рим
  10. Популярное
  11. Новые публикации
  12. Индия
  13. Китай


© 2008—2017, Сайт исторического туризма


Электронная почта: mail(собака)izuchaem.info

Информация, размещенная на сайте, защищена авторским правом.
При использовании материалов сайта, прямая ссылка на источник - обязательна.